пятница, 1 июня 2018 г.

Проект "Профессия - кондитер". 2017-2018г


Проект по профориентации
 «Профессия – Кондитер»

                                                                                             Выполнили:

Учащиеся 5а, 5б класса

Руководители проекта:
Ковылина Е.К., Зверкова Е.Г. 

Содержание

I. Теоретическая часть.
1.     Введение. Обоснование темы проекта…………………………... ….3
2.     История профессии кондитер……………………………………..    6
3.     Общая характеристика профессии…………………………….…     7
4.     Требования к людям профессии ………………………….………     7
5.     Где получить профессию? ………………………………………..…  8
6.     Риски профессии……………………………………………………… 8
7.     Медицинские противопоказания……………………………………. 8

II. Практическая часть
1. Экскурсия в АПТ г.Амурска  …………………………………………  9
2. Из истории пряника  …………………………………………………..11
3. Стихи о профессии кондитера  …………………………………….…12
4.  Мастер-класс «Изготовление макетов пирожных»………………… 17

III. Приложение
1. Рисунки учащихся
2. Альбом «Книга рецептов тортов»
3. Видеофильм:  «Как делают конфеты»

 1. Введение. Обоснование темы проекта.
                                               Актуальность проекта

 Профессия – это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся  обычно источником существования человека. Из огромного количества профессий выбрать одну непросто. Трудно сразу разобраться в этом многообразии мира профессий и определиться сразу и на всю жизнь. О человеке в обществе судят, прежде всего, по его труду. Труд помогает раскрыть свою личность, развернуть свои способности.
 Профессия человека – его жизненный путь, трудовой путь, своего рода судьба. Чтобы выбрать будущее дело по душе, одних только знаний и рассудительности мало. Нужно еще знать свои индивидуальные способности и наклонности к той или иной деятельности, ее важность и нужность для общества.

 Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, потому что помогает найти свое место в  мире профессий, определиться в будущей трудовой и общественной жизни. Нам кажется, что работая над проектом, мы сможем подробно изучить особенности профессии кондитер, оценить свои возможности и способности, а также создать Книгу рецептов тортов и пирожных, которые можно использовать в дальнейшей жизни.
Аннотация проекта

Данный проект направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся, приобщения к проф.ориентационной деятельности, способствует развитию коммуникативных навыков. В проекте рассматриваются вопросы знакомства с историей и общей характеристикой профессии, требованиями к людям  данной профессии.
Цель проекта

Знакомство с профессией «Кондитер». Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Задачи проекта

- Расширить представления учащихся о разных профессиях;
- Сформировать представление о профессии кондитера;
- Пропагандировать получение профессии кондитера в АПТ г.Амурска;
- Формировать у учащихся навыки социальной активности;
- Познакомить с различными источниками получения информации;
- Развивать самостоятельность, коммуникативные качества, память, мышление, творческое воображение.
Ресурсы:

        Видеофильмы о профессии кондитер, об изготовлении тортов, конфет, пирожных;
Время реализации проекта :

Октябрь 2017г  -  май 2018г
Участники проекта
Учащиеся 5А и 5Б классов
Классные руководители:  Ковылина Е.К и Зверкова Е.Г.
Ожидаемый результат:

Ответственное  отношение к общественно-значимым заданиям; развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности; расширение знаний о профессии кондитер; самореализация.

 Этапы проведения

 
Мероприятия
Цели
Сроки  
 
 
1.Опрос, выявляющий знания и представления учащихся о профессиях и в частности о профессии кондитер.
2.Подбор дидактических пособий, демонстрационного материала, методической литературы, книг по теме проекта.
 
I этап – подготовительный
Вызвать у детей интерес       к       проекту «Профессия кондитер»;
Побудить  у  ребят желание участвовать   в     создании альбома «Книга рецептов тортов и пирожных»;
Поддерживать интерес у учащихся к участию    в   проекте.
Октябрь 2017 
 
1.Сбор  информации,стихов, рисунков , касающихся данной профессии.
 Работа с интернетом.
II этап – основной
•   Побудить детей собрать о профессии как можно больше информации,             разучивание стихов.
Ноябрь 2017- апрель 2018г
 
2. Экскурсия             в АПТ г.Амурска
 
 
• Сформировать знания детей о профессии кондитер через использование ИКТ, при посещении АПТ.
        
Февраль 2018г
 
3. Мастер-класс   «Изготовление макетов пирожных».
Просмотр видеофильмов, фотографий,  презентаций по профессии.
Вовлечение детей в активную познавательную деятельность.
 
 
Март -
 Апрель 2018
 
1. Оформление проекта «Профессия кондитер»;
2. Оформление альбома «Книга рецептов тортов и пирожных»;
3. Презентация проекта.  
3 этап - итоговый
Побудить детей принять участие в оформлении;
Познакомить учащихся школы с профессией кондитер.
 
 
Май 2018
 

 2. История профессии кондитер

 Трудно достоверно установить время возникновения кондитерского ремесла. Возможно, первыми кондитерами были индейцы майя, открывшие удивительные свойства шоколада или жители древней Индии, познавшие вкус тростникового сахара и готовившие из него сладкие палочки.  В более поздние времена, при дворах королевских особ и высшей знати в Европе кондитеры входили в число привилегированных слуг.

  Кондитерское искусство начало активно развиваться в Италии в XV веке, а до этого времени «сладости» крупными партиями завозили в Европу арабы. И до сих пор арабские страны славятся широким ассортиментом сладкой продукции, успешно занимаясь крупной оптовой торговлей кондитерскими изделиями. Профессия кондитера всегда была особенной. В Европе производители кондитерских изделий должны были не только знать технологию производства печенья, шоколада, пряников и прочей сладкой продукции, но и уметь рисовать, вылеплять, создавать разнообразные геометрические формы.

  Что же касается КОНФЕТ – они появились еще в Древней Греции, это были конфеты с фруктами. А в Древнем Египте изготавливались конфеты на основе фиников с добавлением орехов и меда. Практически до ХХ века была распространена продажа конфет «домашнего» изготовления. И только с начала ХХ века на конфеты обратили внимание крупные производители кондитерских изделий – и сегодня конфеты оптом и в розницу предлагают практически все кондитерские фирмы.

 Уже несколько столетий не теряет своей популярности и ШОКОЛАД. Он был завезен в Европу из Мексики – испанский конкистадор Кортес предрек этому продукту большое будущее, и не ошибся: шоколад до сих пор является одним из самых востребованных и покупаемых видов сладкой продукции. В России первые фабрики кондитерских изделий начали появляться в середине XIX века, а к началу ХХ существовало уже свыше 140 фабрик, успешно занимающихся производством и оптовой продажей кондитерских изделий: конфет, печенья, пряников и т.д.
Сладкая продукция на российском рынке сегодня отличается большим разнообразием и стремится охватить все категории рынка – вплоть до премиум-класса (подарки на праздники, юбилеи и пр.).

На сегодняшний день Россия занимает четвертое место в мире по производству кондитерских изделий, а изготовление и оптовая продажа кондитерских изделий – продажа конфет оптом, печенья оптом и т.д. – является одним из самых перспективных направлений в экономике.
Слово "кондитер" произошло от итальянского глагола "кандиере", что означает "варить в сахаре". Только случайным совпадением с этим глаголом латинского слова "кондитор" – мастер, приготавливающий пищу, умеющий придавать ей вкус, – как называли римляне поваров, объясняется то, что в Европе XVIII века ошибочно стали называть изготовителей сладостей не кандирами, а кондиторами,

 Кондитерское искусство совершенствуется с каждым годом, о чем свидетельствует постоянное увеличение ассортимента «сладкой продукции», в частности тортов, улучшается их качество, меняется и оформление. Помимо тортов, кондитеру приходится иметь дело с таким популярнейшим видом изделий, как пряники, которые исстари были любимым лакомством на Руси.

3.Общая характеристика профессии
Кондитер — это профессиональный повар, создающий кондитерские изделия, десерты, и другую запечённую еду. Представителей этой профессии можно встретить в крупных отелях, ресторанах и пекарнях. Реже кондитером называется человек, чей бизнес связан с продажей кондитерских изделий. Кондитер занимается приготовлением различных видов теста, начинок, кремов по заданной рецептуре. Замешивает, сбивает, раскатывает и разделывает тесто, формирует из него нужные изделия (торт, пирожное, печенье и др.), выпекает их до готовности. Наполняет пирожные и торты кремом, помадкой, шоколадом, взбитыми сливками и пр. Украшает продукцию. Проверяет вес готовых изделий, что помогает определить, правильно ли была соблюдена рецептура.  Это высококачественные, разнообразного вида, вкуса и аромата пищевые продукты. Большая часть работ выполняется вручную с помощью специальных инструментов, превращая профессию кондитера в искусство. Помимо этого кондитер обязан знать сроки и условия хранения ингредиентов и готовых продуктов. Готовит кондитерские изделия на кондитерских фабриках и в специализированных цехах хлебозаводов. Также кондитер составляет меню, формирует заявки на продукты, полуфабрикаты, следит за качеством продукции.

4. Требования к людям профессии

1. Хорошее здоровье, зрение и осязание (опытные повара и кондитеры на ощупь определяют, например, сорт и качество муки).

2. Вкусовая и обонятельная чувствительность,  тонкое цветоразличение,  хорошая зрительно-двигательная координация (на уровне движений рук) -  украшения на тортах и других продуктах должны выглядеть аппетитно и аккуратно.

3. Хорошая память (не заглядывая в книги, воспроизвести технологию приготовления сотен изделий или блюд, множество приемов и способов их оформления).  Уметь создавать новые образы на материале прошлых восприятий, должен запоминать цвет и форму продуктов, их вкусы и запахи.

4.  Разбираться в продуктах, их составе, ингредиентах; владеть всеми секретами работы оборудования. И кондитер, и повар обязаны уметь воспринимать формы и цвета продуктов.

5. Физическая выносливость (работа стоя, шум агрегатов, повышенная температура и влажность воздуха и т.д.)

6. Знать  ассортимент выпускаемых изделий; санитарно-гигиенические нормы кондитерского производства;  виды сырья и его свойства;  рецептуру и режим приготовления кондитерских изделий; устройство и правила использования специального оборудования.

7. Уметь производить обработку исходного сырья в соответствии с его свойствами, приготавливать и отделывать различные виды кондитерских изделий.

8.  Внимательность, ответственность.

5. Где получить профессию?
Получить профессию кондитер можно в специализированных профессиональных учебных заведениях, после окончания которых, присваиваются разряды. Имеется возможность продолжить образование в ВУЗе, по специальности «технолог кондитерского производства». Кроме государственной системы образования, в России функционируют частные образовательные заведения, проводятся мастер-классы и обучающие семинары для кондитеров.

6. Риски профессии.
 Несмотря на кажущуюся лёгкость и привлекательность профессии, кондитерам приходится работать в условиях повышенной влажности и температуры, испытывать эмоциональные и физические нагрузки. Не рекомендуется работать в кондитерском производстве людям, имеющим недостаточное обоняние.

7. Медицинские противопоказания:
Работа не рекомендуется людям,  имеющим аллергические реакции на пищевые продукты и заболевания  органов дыхания  (бронхиальная астма, хроническая пневмония и др.);  сердечно-сосудистой  системы  (гипертония, сердечная недостаточность и др.);  почек и мочевых путей  (нефрит, почечная недостаточность и др.);  опорно-двигательного аппарата,  ограничивающие подвижность рук;  нервной системы (менингит, миелит и др.);  органов зрения  (значительное понижение остроты зрения и цветоразличения);  кожи с локализацией на кистях рук (дерматиты, экзема и др.).

Экскурсия в Амурский политехнический техникум.
Цель экскурсии: Ознакомление с существующими возможностями выбора профессионального образования и профессии кондитера в АПТ г.Амурска.
Задачи:
-знакомство с особенностями профессии;
- ознакомление с рабочим местом, оборудованием и специальными инструментами, применяемыми для изготовления сладостей.

В рамках реализации классного проекта «Моя профессия – Кондитер» 7 февраля 2018г. учащиеся 5-А и 5-Б классов под руководством своих классных руководителей: Зверковой Е.Г. и Ковылиной Е.К. совершили интересную экскурсию в мастерскую поваров-кондитеров Амурского политехнического техникума. Мастер, повар-кондитер – Овчинова Марина Васильевна провела для пятиклассников замечательную экскурсию, рассказала нашим ребятам, как работают повара-кондитеры, и, конечно же, показала оборудование и инструменты, которым пользуются кондитеры для изготовления прекрасных тортов и пирожных. Всем очень понравилось.

 Из истории пряника

   Пряники, исстари были любимым лакомством на Руси.
О пряниках сложено множество легенд, песен, поговорок. Люди дарили их друг другу в знак уважения, любви, ко дню рождения, поэтому пряники часто делали очень большими. Некоторые из них весили даже по нескольку пудов. Чтобы такой подарок доставить по назначению, его везли в санях. Порой не хватало одних саней и приходилось прибегать к помощи двух саней, которые ехали рядом. Для детей пекли пряники с изображением птичек, петушков, рыб, различных животных, с орнаментом в виде букв (своеобразная вкусная азбука). Пряничным производством славились многие города: Архангельск, Вологда, Вязьма, Городец, Москва, Тула, Тверь. Известными были пряники печатные, вырезные, лепные. Печатные пряники изготовлялись с помощью деревянных форм, которые вырезал резчик из твердых пород древесины, чаще всего из груши и березы. Такие формы называли пряничными досками. Доски готовили для отпечатка одного, двух, четырех и даже ста двадцати пряников одновременно. Рисунки на формах отличались разнообразием: птицы и звери, люди и цветы, многоярусные башни. В пряничное тесто непременно добавлялись ароматические вещества, пряности — отсюда и произошло само слово «пряник». Готовили их на меду, так как на Руси своего сахара не было, а заморский стоил дорого. В богатых домах пряники пекли по специальным эскизам, сделанным признанными народными художниками. Изготавливать пряники мог далеко не каждый. Дело это имело свои секреты. Поэтому печение пряников еще в XVI в. превратилось в самостоятельную профессию. Пряничные мастера бережно хранили секреты и передавали их только своим детям. Учиться этому искусству надо было долгие годы. Только 10—15 лет требовалось для того, чтобы пройти школу подмастерья. Да и то после этого не всякого допускали в мастера. Ревниво и взыскательно старики-прянишники пробовали на вкус изделия своих помощников, делая при этом десятки замечаний. В наше время производство пряников на предприятиях общественного питания полностью механизировано. О старой технологии напоминает лишь пряный аромат, царящий в кондитерских цехах, да разнообразие сортов этого вида кондитерских изделий.


Стихи о кондитере
1. Знакомимся с профессиями. Кондитер.

                                                                        автор: Алевтина Маркова

Космонавт слетать мечтает на Венеру и Юпитер.
Строит фабрику строитель. Самолёт ведёт пилот...
Вадик спрашивает маму: - Ну, а кто такой кондитер?
Отвечает мама: - Повар... тот, кто сладости печёт.

 
На столе его рабочем занимают много места
Сахар, соль, яички, масло и, конечно же, мука,
Сливки, мёд, вода и дрожжи... Он из них замесит тесто...
Хоть работа интересна, но, поверьте, не легка!
 
Испечёт кондитер вафли и хрустящее печенье,
Трёхэтажный вкусный тортик и с повидлом пироги,
Всё украсит мармеладом, маком, фруктами, вареньем,
Розы сделает из крема и десерт из кураги.

 По заказу приготовит шоколадные конфеты,
Внутрь он вишенку положит, чернослив или орех,
А потом польёт глазурью. Не любитель он диеты...
У кондитера работа, безусловно, слаще всех! 

2.Я повар - кондитер, смогу всё испечь

автор: Олечка Макарова

 Я, повар – кондитер, смогу всё испечь,
Для этого надо хорошую печь.
Чтоб было отличным у всех настроенье,
Пеку для народа, торты и печенье.

 Пеку я ватрушки, блины, кренделя,
Пирожные, сдобу, конечно, не зря.
И северный пряник блестит словно лаком,
С орехом, изюмом и жареным маком.

          ***
Красиво оформлен, а качество, вкус…
Румяный, как солнце, загара индус.
Торт тает во рту, очень сладок как мёд,
С собою, в себя, мою душу берёт.

           ***
Чтобы было настроенье,
Испеку для всех печенье.
Торт, пирожное, блины,
Я для всей своей страны.

3. Кондитер

автор: Марина Сюрдова

 Люблю я пышные ватрушки
С повидлом, нежным творогом.
А где моя большая кружка
С парным, полезным молоком?
Еще люблю я расстегаи,
«Шарлотку» - яблочный пирог,
Они по вкусу попугаю:
Отъевшись, превратился в колобок.
А пончики с ванилью - просто чудо!
Они воздушны и легки,
Обсыплю сахарною пудрой -
Вот вам "в снегу снеговики"!
Пеку беляши, эчпочмаки,
С начинками любые пирожки,
Я выпекаю плюшки с маком
И коржиков забавные кружки!
Я - хлебопек, я - пекарь, я – кондитер,
В руках моих струится лишь мука.
Всё испеку, вы только закажите,
Любой есть вкус у пирога!

 4. Девушка- кондитер

Автор: Сергей Бука

 Ароматом полон цех, как сад жасмина,
Девушка вся в белом меж железных плит,
Жаром дышат печи, в сто огней камина,
Где закован в формы вспышенный бисквит.
Пряники мучные, булки и лепешки,
Стали вы приятней и нежней на вкус,
Может от того, что милые ладошки,
Подарили нежность  её сладких уст.
Извиваясь змейкой, крем ложится.
Мятой пахнет торт с названием сказочным – «Мечта»,
Девушка вся в белом, как из сказки взято
Всё твоё создание, ум и красота.
 

5. Гимн кондитеров

автор: Сергей Бука

 Прохожий, постой, проходить не спеши
И если не скуп ты на смех,
Зайди, посмотри, как мы все хороши,
А с нами - кондитерский цех.
Лети о цехе слава,
Где крем «бизе», как лава,
Где сладкие бисквиты
Пышат своей красой.
В румяные тужурки,
Где все одеты булки.
Споёмте-ка, девчата
Про цех любимый свой!
Простой наш напев,
Поём мы сегодня про тех,
От жара сердец кого падает свет
В наш дружный кондитерский цех.
Кондитер, если нужно,
То посмеётся дружно,
Но, если план под срывом,
К нему не подходи.
Он дело знает туго,
В беде не бросит друга,
Теплом сердец растопит
Любую толщу льдин.
Кто труд полюбил, не скупясь на добро,
Того ожидает успех.
Кто злобу таит - покарает того
Судья наш, кондитерский цех.
Лети о цехе слава,
Где всплеск улыбок, лава
Скрепляет дружный, смелый,
Весёлый коллектив,
Труда кто не страшится ,
Того мечта свершится.
Споёмте-ка, девчата,
Усталость позабыв!

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий